В конце прошлого года завершилась масштабная реорганизация службы главного технолога РКС, прошедшая под лозунгом «все на производство, все для производства». В результате две трети сотрудников службы главного технолога (в которой прежде работало более ста человек) были переведены на завод ракетно-космического приборостроения «Российских космических систем». Теперь процессы разработки, внедрения, сопровождения технологических процессов, нормирование основных и вспомогательных материалов и покупных комплектующих изделий, проектирование конструктивных средств технического оснащения проходят на производстве.
«Сейчас у нас выделены два перспективных направления, – говорит главный технолог завода РКП Алексей Кудлаев. – Это вновь созданные отдел перспективных технологий и автоматизации и отдел материаловедения, включающий в себя два сектора: сектор материаловедения и сектор пайки и сварки. Перед нами стоят задачи по созданию корпоративного центра входного контроля металлических и неметаллических материалов. Еще одно важное новшество – центральная заводская лаборатория была усилена технологами, которые способны разработать, внедрить и сопровождать химико-гальванические технологические процессы».
В «Российских космических системах» появился новый термин – «сквозной технолог». Для каждого заказа будет назначаться конкретный технолог, который будет «вести» этот заказ на протяжении всего цикла производства – от заготовки до сборки, регулировки, испытания, обеспечивать технологическую поддержку на всех этапах производства изделия. «Сквозные технологи» уже приступают к работе.
«Не забыли мы и о конструкторах, – продолжает Алексей Кудлаев. – Работа технологов должна вестись в непосредственном контакте с ними. Уже на этапе конструирования необходимо решать технологические проблемы, связанные с дальнейшим производством. Так мы сможем сократить сроки технологического проектирования».
Сделано уже немало, но реорганизация на этом не заканчивается. Еще предстоит решить задачи повышения уровня разработки технологий, непрерывного сопровождения на всех этапах производства и оперативной коррекции технологических процессов.
«Особую надежду мы возлагаем на пилотный проект комплексной автоматизации систем управления жизненным циклом изделий, – говорит Алексей Кудлаев. – В нем мы задействуем сотрудников, которые будут заниматься перспективными технологиями и автоматизацией. Уже сейчас эти технологи «погружены» в проект и создают собственные наработки для использования в дальнейшем. Первая их задача сегодня – освоение модуля автоматизированной технологической подготовки».
Модуль представляет собой виртуальный образ технологической разработки, являющийся частью единой конструкторско-технологической среды. На его основе затем будут выстраиваться многие технологические процессы. При этом учитываются требования программы «бережливого производства», сокращения внутрицеховых издержек, сроков изготовления, управления процессом оптимальной загрузки оборудования и производственных мощностей.
Главная цель сегодняшней работы технологов «Российских космических систем» – установление прямой связи между качеством технологического процесса и качеством продукции.
«Сейчас эта связь осуществляется через исполнителя, – говорит Алексей Кудлаев, – через его производственно-технологическую дисциплину. Но если мы создадим базовую технологию, на основе которой в дальнейшем можно будет разрабатывать последующие техпроцессы, это позволит улучшить качество продукции и сократить время ее производства».