28 мая 1971 запущена советская автоматическая межпланетная станция «Марс-3», спускаемый аппарат которой спустя полгода – 2 декабря – совершил мягкую посадку в южном полушарии Марса.
Это была первая в мире мягкая посадка спускаемого аппарата на Марс и единственная в советской космонавтике. Передача фрагмента первой марсианской панорамы продолжалась около 20 секунд, но прервалась преждевременно – предположительно, из-за бушевавшей тогда глобальной марсианской пылевой бури.
«Российские космические системы» участвовали в 10 миссиях по исследованию Марса. Компания выполняла радиотехническое обеспечение полетов межпланетных космических станций, впервые в мировой практике решая проблемы по передаче научной информации и управлению космическими аппаратами, находящихся на расстоянии до сотен миллионов километров от Земли.
Для марсианских аппаратов в РКС разработали несколько поколений бортовых радиосистем. Основы управления дальними космическими аппаратами были заложены благодаря созданию в 1960 году вблизи Евпатории первого Центра дальней космической связи на базе системы «Плутон» с антенной АДУ-1000.
«Пока будет идти команда, он сгорит»… – сотрудник РКС рассказал о советских миссиях к Венере и Марсу
О том, как СССР изучал планеты солнечной системы, как происходила космическая гонка с США, есть ли во вселенной разумная жизнь и что нужно для строительства колоний на Марсе рассказал сотрудник АО «Российские космические системы» Рудольф Бакитько, один из создателей советских автоматических межпланетных аппаратов.
«Россия решает сразу две задачи»: чем закончится российско-европейская миссия на Марс
Стартовавшая в марте 2016 года российско-европейская миссия «ЭкзоМарс» вскоре приступит к выполнению научной программы. Информация с межпланетной автоматической станции TGO удет поступать на Землю, на расположенные в России 64-метровые антенны. О том, как настраивалась связь с Марсом и что ждет «ЭкзоМарс», рассказал гендиректор ОКБ МЭИ (входит в РКС) Александр Чеботарев.