Интервью Владимира Денежкина, директора по информационным технологиям АО «Российские космические системы»
— Владимир Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о себе. Каков Ваш опыт? Как Вы пришли в ИТ?
— Я родился 1972 году в Туле, закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Импульсные тепловые машины», учился в аспирантуре и защитил диссертацию по теме «Методы оптимизации сложных технических систем». В ИТ я пришел не сразу, хотя программировал еще в институте. Занимался телекоммуникационными технологиями, потом создал стартап, который разрабатывал перспективные решения для анализа IP-трафика…
В АО «Российские космические системы» я работаю около двух лет, на позиции ИТ-директора нахожусь чуть больше года.
— Какие приоритетные задачи стоят перед Вами в 2017 году? С какими вызовами сталкиваетесь?
— АО «Российские космические системы» – крупная приборостроительная компания с холдинговой структурой. Для обеспечения ее конкурентоспособности на российском и международном рынках требуется реализовать ряд приоритетных ИТ-проектов. Одним из важнейших является создание вычислительного кластера для подключения виртуальных рабочих мест в АО «Российские космические системы» и в дочерних структурах. Кроме того, совместно с коллегами из тематических подразделений мы разрабатываем и внедряем сквозной цикл проектирования радиоэлектронной аппаратуры, автоматизируем производственные процессы холдинга, то есть в широком смысле создаем то, что сегодня называется цифровым предприятием. До конца 2017 года мы должны получить результаты по каждому из этих направлений. Вызовов много: устаревшая инфраструктура и информационные системы, проблемы с организацией труда и даже с финансированием ИТ. Поскольку современные ИТ-решения стоят достаточно дорого, много времени уделяется определению источников финансирования. Тем не менее эти задачи решаются. Постепенно мы создаем информационные системы и технологии, отвечающие требованиям ведения бизнеса современной приборостроительной компании мирового уровня.
— Как Вы оцениваете значение современных информационных технологий для бизнеса организации?
— В космическом приборостроении они играют колоссальную роль. Крайне важно понимать, что ни на одном этапе развития человеческой цивилизации информационные технологии не имели такого значения, как сейчас. Современные предприятия без ИТ функционировать не могут. Где-то ИТ работают лучше, где-то хуже, но чем активнее они применяются, тем более эффективно предприятия используют имеющиеся возможности по технологическим переделам и использованию человеческого потенциала.
— Какое место в общей стратегии ИТ отводите цифровым технологиям? Прокомментируйте, пожалуйста, необходимость внедрения цифровых технологий для крупного предприятия.
— Термин «цифровые технологии» в достаточной степени размыт, поэтому важно определить, что под ним понимается. Если рассмотреть его в соответствии с концепцией жизненного цикла, то вся жизнь изделия – это жизнь его цифрового прототипа, начиная от формирования научно-технического задела и заканчивая утилизацией. Весь жизненный цикл пронизан «цифрой»: постоянно используются ранее наработанные знания; разработка продуктов ведется с учетом доработанной информации; проектирование и подготовка изделий к производству происходит без бумаги. Все делается в «цифре», с использованием максимальной степени автоматизации и с применением управляющих программ, например, для станков с ЧПУ. Цифровые методы позволяют регистрировать режимы технологических параметров, отслеживать отклонения от заданных условий. На этапе эксплуатации по цифровым каналам поступает телеметрическая информация, которая позволяет на основании прогнозных моделей определять выход из строя тех или иных агрегатов, чтобы уточнять требования к проектируемым изделиям – будущие образцы уже не должны иметь проблем, которые выявляются на этапе эксплуатации.
— Что такое «цифровое производство» для Вас? Какую роль в обеспечении технологического прорыва Вы отводите дигитализации? По какому принципу должна формироваться платформа для организации цифрового предприятия и выбираться программные решения?
— Если смотреть на «цифровое производство» через призму настоящего и тех проблем, с которыми мы встречаемся ежедневно, то хотелось бы в начале погрузить всех сотрудников холдинга «Российские космические системы» в иную идеологическую среду создания современной сложной наукоемкой продукции. Этот процесс является основным на пути к «цифровому предприятию». На каждом этапе жизненного цикла создания изделий космического назначения нам необходимо использовать современные средства автоматизации, которые позволяют не только эффективно управлять процессом разработки, создания и эксплуатации изделий, но и предостерегают нас от возможности совершения ошибки на самых ранних этапах – на этапах концептуального проектирования.
Термин «дигитализация» в своем роде достаточно новый, но уже сейчас можно отвести ему одну из основных ролей в построении будущего в части технического сопровождения процессов создания современных изделий, отвечающих самым высоким мировым стандартам.
Программная платформа, на которой вы собираетесь строить цифровое предприятие, должна в первую очередь отвечать требованиям ваших коллег — конструкторов,
разработчиков, технологов, финансистов, управленцев или представителей любой другой службы, которая является частью предприятия и которую вы хотите погрузить в иные реалии, связанные с ведением их повседневной деятельности с применением средств автоматизации.
— При разработке и реализации концепции дигитализации учитываете ли Вы особенности ракетно-космической техники и условий ее создания? В чем это проявляется?
— Разумеется, учитываем. В нашей отрасли цикл проектирования очень длинный – от начала разработки до выпуска новой системы проходит несколько лет. Обычно это уникальные изделия, серия может состоять всего лишь из нескольких аппаратов. По составу эти аппараты могут также иметь уникальные приборы. Я не могу назвать никакую другую отрасль, где бы выпускались столь малые серии изделий. Поэтому чем выше степень применения цифровых технологий, тем меньше требуется времени на согласование и внесение изменений в случае возникновения проблем. Цифровой макет, который сопровождает изделия на этапах жизненного цикла, является в каком-то смысле спасением: он позволяет экономить до 30% времени на создание изделия, а также дает выгоду по стоимости, так как основные затраты приходятся на разработку. Еще одной особенностью создания изделий ракетно-космической техники является большое количество технологических переделов. Это накладывает большое количество требований на производство изделий космического назначения. По моему мнению, основным сдерживающим фактором создания сложной наукоемкой продукции с применением современных средств автоматизации является существующая нормативная база, которая тормозит эффективную реализацию концепции дигитализации в ракетно-космическом приборостроении.
— Насколько востребована российским рынком необходимость предоставления данных о жизненном цикле изделий в цифровом виде?
— Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Крайне востребована, потому что существенным образом сокращается время на разработку, внесение изменений в конструкторскую документацию и подготовку производства. Пока, к сожалению, в России подлинник документации в цифровом виде не принимается, и это является одной
из ключевых проблем. На определенном этапе разработки наши конструкторы до сих пор вынуждены делать чертежи на бумаге. Согласование чертежей и спецификации на бумаге, передача их в архив удлиняет процесс разработки, но государство уже озадачено решением этой проблемы. Надеюсь, в ближайшие один-два года ситуация будет исправлена. Она касается не только космической отрасли, а затрагивает всю промышленность. Все ждут, когда новые нормативы позволят отказаться от бумаги.
— Как Вы видите взаимодействие с другими предприятиями отрасли? Может ли дигитализация способствовать более тесному взаимодействию предприятий Госкорпорации «Роскосмос»?
— РКС является одним из специализированных холдингов «Роскосмоса», отвечающим за развитие космического приборостроения, и активно взаимодействует с другими предприятиями. Предприятия нашего холдинга участвуют в важнейших отраслевых проектах в сфере создания современных космических аппаратов навигации, связи, дистанционного зондирования Земли и многих других, полностью или частично отвечая за наполнение платформ этих спутников новейшей аппаратурой. Дигитализация может способствовать расширению отраслевого взаимодействия, так как передача составных частей наших проектов в «цифре» происходит гораздо проще. Ускоряется процесс проектирования не только для нас, но и для головных предприятий «Роскосмоса», чьи заказы выполняет РКС. Если все предприятия при создании того или иного космического аппарата будут работать в одной информационной системе, то цифровой макет изделия можно будет передавать в «живых» форматах, а не в «мертвых», как это делается сейчас.
Работа в одной системе упрощает обмен информацией. Поэтому необходимо определиться с бизнес-подходами, моделями взаимодействия и создания корпоративных информационных систем с точки зрения сквозного цикла проектирования. Можно сформировать такую модель, которая позволит всей ракетно-космической отрасли работать в подобных системах. На данный момент уже проработаны частные связи «точка-точка», которые в рамках того ли иного проекта организованы между нами и, например, одной из головных компаний «Роскосмоса».
— Как Вы оцениваете, насколько оснащение производства, бизнес-процессы и научно-технический потенциал Вашей компании сопоставим с тем, что имеется у коллег по международной космической отрасли?
— Состав оборудования, оснащенность производства РКС сегодня – одни из лучших в России и соответствуют самому современному мировому уровню. Бизнес-процессы также соответствуют передовым мировым практикам. Но по ряду других аспектов, связанных с системой организации производства и оптимизацией бизнес-процессов, с реализацией научно-технического потенциала, мы можем немного отставать. В общем виде отечественная система несовершенная, и требуются усилия для того, чтобы ее оптимизировать. В то же время в России выпускаются уникальные приборы с настолько высокими характеристиками, которые недостижимы ни одной другой компанией в мире. В рамках автоматизации и дигитализации мы решаем задачи по обеспечению максимально эффективного использования имеющегося потенциала, задела, компетенций, возможностей. В этом смысле мы скорее конкурируем сами с собой. Еще остаются вопросы, связанные, например, с качеством оказания услуг и себестоимостью космических систем. Многое сегодня зависит от эффективности нашей работы и скорости выпуска новой продукции.
— Что Вами уже сделано в области внедрения и развертывания цифровых технологий? Каковы результаты? Как Вы оцениваете свои достижения? Как они выглядят на уровне отрасли?
— Мы пытаемся реализовать задачи по созданию высокоинтегрированной системы: в соответствии с современными подходами к цифровым технологиям мы автоматизируем бизнес-процессы, связанные с разработкой, сквозным циклом разработки изделий, управлением предприятием и производственными единицами. Мы стремимся создать максимально связанную систему, которая с точки зрения такого подхода к интеграции уже превосходит то, что реализовано на других предприятиях ракетно-космической отрасли.
Сегодня АО «Российские космические системы» совместно с компанией Siemens реализована первая очередь проекта по комплексной автоматизации процессов управления жизненным циклом изделий ракетно-космической техники. В рамках этого направления получен перспективный задел для создания единой интегрированной инженерной среды конструирования бортовой аппаратуры, проведена унификация систем автоматизированного проектирования, отработан технический электронный документооборот, получены навыки коллективной работы над изделием. Наряду с перспективными технологиями разработки изделий ракетно-космической техники проведено тестирование современных систем и технологий, предназначенных для оптимизации распределения вычислительных мощностей на базе решений VDI. Решены ключевые задачи централизованного управления библиотеками ЭКБ. Результаты работ подтверждены своевременным выполнением контрактных обязательств в рамках ряда ОКР. Создаваемый в настоящее время комплекс автоматизированных систем дорабатывается с учетом пожеланий функциональных заказчиков АО «Российские космические системы» для последующего тиражирования данного решения на дочерних предприятиях нашего приборостроительного холдинга. Это позволит сократить затраты на содержание информационных систем, внедрить единые подходы разработки изделий, унифицировать применяемые системы и технологии, а также обеспечить своевременное и качественное выполнение стоящих перед компанией задач.
У нас амбициозные цели: если нам удастся реализовать запланированное, то через несколько лет РКС станет одной из самых продвинутых «цифровых» компаний в России. Промежуточные результаты говорят о том, что пока мы находимся в начале пути, впереди еще очень много самых сложных задач, но мы уже ускоряемся. Достижения следующего года должны на порядок превосходить достижения текущего, и я бы предпочел их оценивать на рубеже ближайших трех лет, а не за тот год с небольшим, который я работаю на занимаемой должности.
— Какие перспективы вы видите для российских предприятий в области Индустрии 4.0? Что может послужить стимулом для преобразования?
— Нам нравятся перспективы Индустрии 4.0 и те средства, которые предлагаются для достижения результатов. Без преобразований отрасль обречена. При международном разделении труда рассчитывать только на государственное финансирование нельзя — это плохой подход. Нужно реформироваться. В РКС мы планируем свою работу на основе перспективных оценок времени, сроков, технических характеристик и себестоимости производства наших будущих изделий в условиях конкуренции на международном рынке. Для нас принципы, которые предполагаются Индустрией 4.0, – это стимул совершить качественные преобразования.
— У Вас есть план развития дигитализации на следующие пять лет? Не могли бы Вы схематично обозначить основные его направления?
— Несколько лет назад РКС в партнерстве с «Ростелекомом» основали Консорциум промышленного интернета, который сегодня трансформировался в Национальную ассоциацию промышленного интернета. Сейчас мы видим, что диалог о промышленном интернете коррелирует с Индустрией 4.0, поэтому наш план развития дигитализации – это реализация принципов шестого технологического уклада, реализация Индустрии 4.0 и принципов промышленного интернета. Увеличивается сложность изделий и систем, поэтому для выживания в условиях современной экономики дигитализация – один из основных инструментов, позволяющих реализовывать конкурентные преимущества. ИТ является средством для реализации новых базовых принципов, которые еще 10 лет назад было сложно представить, но которые сейчас играют ключевую роль в нашей жизни.
Как 20 лет назад сложно было представить, что такое интернет и какое место он займет, так сейчас трудно представить, как мы жили 20 лет назад без интернета. Те принципы, о которых мы говорили выше, войдут в ежедневную производственную жизнь. Они сыграют роль ничуть не меньшую, чем интернет, изменивший общее представление о социализации, о взаимодействии с окружающим миром. Для Индустрии 4.0 это будет происходить с учетом принципов промышленной политики и организации производственной дисциплины создания продукции – интеллектуальной и физической.