25 июля 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Ивановича Борисенко – конструктора радиотехнических систем ракетно-космической техники.
Михаил Иванович Борисенко родился 25 июля 1917 года в селе Глыбоцкое Гомельского района (Белоруссия). В 1941 года с отличием окончил радио-факультет Московского энергетического института. После окончания военного училища имени Верховного Совета с 1942 года служил десантником в 8-й военно-воздушной дивизии. В годы войны был награжден медалью «За боевые заслуги», орденами «Красный Звезды» и «Отечественной войны 2-й степени».
Немецкий опыт и первые советские ракеты
В 1946 году после демобилизации Борисенко поступил работать начальником лаборатории в ПКБ-886 (после 1947 года – в составе НИИ-885 сегодня – АО «Российские космические системы»), которая занималась восстановлением трофейных приборов и технической документации немецкой системы боковой радиокоррекции (БРК) Гавайя-Виктория для «ФАУ-2». Под руководством Михаила Борисенко были проведены не только восстановительные работы, но и разработка и изготовление недостающих узлов системы.
Параллельно с восстановлением и испытаниями немецкой ракеты ФАУ-2 шли разработки первой отечественной ракеты Р-1. Было принято принципиальное решение начать с разработки ракеты, повторяющей характеристики ракеты ФАУ-2 (та же предельная дальность стрельбы – 270 км, тот же состав аппаратуры и т.д.). Предусматривалась только доработка отдельных агрегатов и приборов для устранения недостатков, выявившихся при пусках ракет ФАУ-2. Борисенко руководил коллективом, который создал первую отечественную систему боковой радиокоррекции (БРК-1) для ракет Р-1 и Р-2.
Система БРК-1 в основном повторяла систему Гавайя-Виктория с тем отличием, что в качестве антенны вместо диполей были использованы антенны типа «Уда-Яги», обладающие большей направленностью. Система работала в метровом диапазоне волн (3 м) с антеннами, разнесенными на 100 м. Система БРК-1 успешно прошла летные испытании, которые начались в 1948 году. Параллельно с разработкой ракеты Р-1, повторяющей характеристики немецкой ракеты ФАУ-2, шла разработка ракеты Р-2 с дальностью до 600 км. Обе ракеты Р-1 и Р-2 и системы БРК-1 прошли успешно Государственные испытания на полигоне и были приняты на вооружение в 1951 году.
Развитие этой системы не останавливалось и шло параллельно с созданием новых ракет. Следующий ракетой, разработанной КБ С.П. Королева была ракета Р-5 с предельной дальностью стрельбы 1200 км. Работа над системой боковой радиокоррекции для новой ракеты также возглавил Михаила Борисенко.
Система БРК-1 обладала рядом недостатков: недостаточная помехозащищенность, сложность предстартовой юстировки. Испытания на ракете Р-2 показали, что в трехсантиметровом диапазоне газовая струя двигателя не оказывает ощутимого влияния на прохождение радиоволн, а вот в метровом диапазоне для смягчения этого влияния направление связи должно составлять некоторый угол с осью ракеты, так, чтобы радиолуч миновал ядро факела двигателя. В системе БРК для Р-5 был использован 3-сантиметровый диапазон волн, что позволило в полной мере использовать пространственную селекцию бортовых антенн.
В результате была создана импульсная система, использующая тот же принцип равносильной зоны, что и в системе БРК-1. Равносильная зона создавалась попеременной запиткой антенны двумя облучателями, симметрично смещенными вправо и влево относительно фазового центра антенны. Для окраски излучения, отвечающего тому или иному положению диаграммы направленности, использовали изменение расстановки импульсов в двухимпульсном коде.
По сравнению с системой БРК-1 в новой БРК-2 сократился состав наземной аппаратуры. Совмещение равносигнальной зоны с плоскостью стрельбы осуществлялось простым поворотом антенны с оптическим контролем ее ориентации. Система БРК-2 была принята на вооружение в составе ракет Р5 в 1956 году.
Легендарная «Семерка» и межконтинентальные баллистические ракеты
В 1952 году Михаил Борисенко был назначен начальником отдела 14 НИИ-885. Отдел включился в разработку системы радиоуправления для межконтинентальной ракеты Р-7. В системе радиоуправления ракеты Р-7 отдел №14 разрабатывал высокочастотную аппаратуру: приемные и передающие устройства для борта и земли.
Во время испытаний ракеты Р-7 был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Передающее устройство спутника разрабатывалось в отделе 14. Разработка передающего устройства велась в условиях незнания условий эксплуатации – до этого никакая аппаратура в космосе не работала.
Михаил Иванович отслеживал весь ход разработки и умело управлял им: вовремя замечал узкие места и оказывал требуемую помощь, при выборе вариантов брал на себя смелость решения. По воспоминанию коллег он служил «бульдозером», если надо было смести какие-то препятствия работе.
Михаил Борисенко по своей инициативе развернул работу по созданию системы радиоуправления межконтинентальными ракетами в 3-сантиметровом диапазоне с использованием непрерывного излучения, не считаясь с формальным распределением обязанностей между подразделениями института. Новая система для решения задач боковой радиокоррекции использовала фазовые измерения. Для обеспечения требуемой точности измерения боковых отношений в системе используется две горизонтальные базы между наземными приемными устройствами равные 400 м. Для сравнения, в системе управлении Р-7 база составляла 500 км.
Используя только что появившуюся полупроводниковую элементную базу, он ввел вместо аналого-счетно-решающего устройства цифровую вычислительную машину (ЦВМ). В результате новая система по сравнению с импульсной системой для Р-7 и Р-7А была более компактной, универсальной, более точной и простой в эксплуатации.
Михаилу Борисенко удалось договориться с Сергеем Королевым о размещении бортовой аппаратуры фазовой системы радиоуправления на ракете Р-7, предназначенной для запуска первого космического корабля с космонавтом на борту. 12 апреля 1961 года при запуске Р-7 с Юрием Гагариными, фазовая система впервые прошла испытания в реальных условиях, но в имитационном режиме – ее команды не поступали на борт ракеты.
Выработка всех команд управления в фазовой системе осуществлялось на земле, это позволило оценить работу в реальных условиях всех приборов и системы в целом. При этом проверялся канал передачи команд управления, поскольку с борта ракеты по ответной линии поступали «квитанции» о прохождении команд.
Фазовая система радиоуправлении была использована в составе ракет 8К75 (OKБ главного конструктора С.П. Королева), 8К81 (ОКБ главного конструктора В.Н. Челомея) и 8К67 (ОКБ главного конструктора М.Н. Янгеля) и принята к эксплуатации в 1964 г.
Михаил Иванович отличался бесконечной преданностью выполняемой работе и исключительной работоспособностью. Он очень хорошо относился к своим подчиненным, продвигал и поощрял талантливых ученых и способных инженеров, помогал им в личных делах, выручал и тех, кто случайно попал в неприятную ситуацию. И подчиненные отвечали ему взаимностью.
Основоположник ГЛОНАСС
Когда прекратились работы по системе радиоуправления, Борисенко стал заниматься разработкой различных систем ближнего космоса. В частности, он взял на себя разработку спутниковых навигационных систем. Так начинали закладываться основы отечественной глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС».
Директор и главный конструктор Московского радиотехнического института (МНИИРТИ)
За огромный вклад в развитие космонавтики Михаил Иванович Борисенко был удостоен высшего звания Героя Социалистического труда. Он был лауреатом Ленинской премии, кавалером ордена Ленина. В 1958 году Борисенко присуждена ученая степень доктора технических наук, и в 1965 году – звание профессора.
В 1974 году Михаил Борисенко был назначен директором и главным конструктором Московского радиотехнического института (МНИИРТИ), разрабатывающего специальные системы связи.
Под руководством Михаила Ивановича институт занялся внедрением лазерно-оптических систем для ракетно-космической техники и контроля космического пространства.
Благодаря успешным разработкам сотрудников МНИИРТИ впервые в мировой практике был осуществлен 16-кратный частотно-пространственный разнесенный прием.
За работы МНИИРТИ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1978 году Борисенко был удостоен Государственной премии СССР.
В 1984 году Михаил Борисенко скончался. Умер внезапно, на своем рабочем месте. По-видимому, дала знать постоянная физическая и нервная нагрузка. Михаил Иванович Борисенко навсегда занял достойное место в мировой истории развития ракетной и космической техники.