В апреле 2018 года космонавт, Герой России Сергей Рязанский встретился с коллективом холдинга «Российские космические системы». Он рассказал о своем пути в отряд космонавтов, работе на МКС, вспомнил о своем деде Михаиле Рязанском, одном из основателей РКС, и поделился видением будущего космонавтики.
– Сергей Николаевич, сначала традиционный вопрос – как вы стали космонавтом?
– В детстве хотел быть биологом. К тому же в начальных классах школы много болел. Еще в первом классе решил, что пойду на биофак МГУ и, действительно, закончил этот факультет в 1996 году. В те годы положение науки у нас в стране не внушало оптимизма. Однако мне удалось найти место, где мы все еще «впереди планеты всей» – Институт медико-биологических проблем РАН. Он занимается космическими медициной и биологией. Я участвовал в программе биоспутников, запускал обезьян в космос. Написал кандидатскую диссертацию. В какой-то момент РАН решила набрать ученых в космонавты.
– Долго пришлось ждать полета в космос?
– Я был зачислен в отряд космонавтов в 2003 году. В том же году случилась трагедия с шаттлом «Колумбия». Руководство сообщило мне, что я никогда не полечу в космос, поскольку американцы выкупили все места ученых на наших «Союзах» до 2017 года. На корабле центральное кресло занимает командир экипажа, это военный или опытный бортинженер, в левом кресле – бортинженер с инженерным образованием, правое кресло отдано под «полезную нагрузку» – ученых. Именно эти места справа выкупили американцы на годы вперед.
Мне захотелось доказать системе, что ученый – тоже человек. Я защитил диссертацию, принимал участие в различных экспериментах, в том числе в проекте «Марс-500». Мне в виде исключения дали шанс пересдать все экзамены по левому креслу. За полтора года я сдал 105 экзаменов и стал бортинженером. Своего первого полета я ждал 10 лет – с 2003 до 2013-го.
– Чем занимаются космонавты на МКС?
– Там много ежедневной работы – это замена приборов, устранение поломок, разгрузка-погрузка кораблей. Научные эксперименты – биологические, химические, физические, медицинские и так далее. Сама станция – это тоже большой научный эксперимент. Каждый день, когда космонавт просыпается, у него на мониторе компьютера появляется информация о том, что он должен сделать за сегодня. Эта информация загружается ЦУПом. Выходной отличается от рабочего дня тем, что тебе дают поспать – Земле не рекомендовано первой выходить на связь.
В августе 2017 года мы с Федором Юрчихиным запустили несколько наноспутников при выходе в открытый космос, в том числе ТНС-0 №2, разработанный в РКС. Процедура в целом несложная, сложнее было подготовить спутники к запуску – проверить, что аккумуляторы заряжены и аппарат работает штатно. До этого отрабатывали все на Земле – тренировались с массово-габаритным макетом, находясь в наддутом скафандре.
– Какие качества необходимы космонавтам в первую очередь?
– Главное – это терпение, чувство юмора. Важно уметь и хотеть учиться. В основном работа космонавта – это не летать в космос, а учиться. Нужно заниматься спортом. Космонавт и спорт – вещи неразделимые. Это не профессиональный спорт, а разнообразный. Космонавт должен и бегать, и плавать, и педали крутить, и в бадминтон играть, и в большой теннис.
– У вас остались детские воспоминания о Михаиле Сергеевиче Рязанском?
– К сожалению, я с ним мало общался. Он очень много работал, времени на общение с нами у него почти не было. Помню, как он рассказывал мне о теории большого взрыва, не вдаваясь в детали, понимая, что я еще маленький. В семье к деду относились с глубочайшим уважением. Вечером родители кормили нас с сестрой, а сами за стол не садились – ждали, когда с работы придет дедушка, чтобы вместе с ним поужинать.
– Что бы вы могли пожелать молодым людям, которые решили связать свою жизнь с космической отраслью?
– Я убежден, что у космонавтики великое будущее. Да, она развивается скачкообразно – для ее развития требуются огромные ресурсы, которые не всегда есть. Но человечество не останется вечно на нашей планете. Космонавтика – это уникальная отрасль, где любой человек, чем бы он ни занимался, будь он инженером, преподавателем, врачом и так далее, обязательно найдет себе применение.