В этом году исполнилось 35 лет с момента запуска в декабре 1984 года космических аппаратов «Вега-1, -2», принесших человечеству уникальные научные результаты о враждебной атмосфере Венеры, состоящей из углекислого газа и азота, давлением более 90 бар, температурой около 500оС и кислотными дождями, рождающими сильнейшие молнии. О некоторых подробностях этой космической экспедиции рассказывает сотрудник «Российских космических систем» (РКС), разработчик радиолинии и бортовой аппаратуры для проекта «ВЕГА» Рудольф Бакитько.
Середина 80-х годов XX века. Эпоха великих научных достижений и разгар космической гонки бросают новые и новые вызовы исследователям космоса. Необходимость покорять очередные космические рубежи ставит нетривиальную задачу перед советской наукой – исследовать динамику атмосферы Венеры, ведь поведение столь плотной атмосферы с таким высоким давлением и неизвестного свойства ветрами было интригующей загадкой для ученых умов того времени по всему миру.
Директор Института космических исследований Академии наук СССР Роальд Сагдеев берет на себя ответственность возглавить работы по реализации проекта для исследования венерианской атмосферы. Тогда перед сотрудником НИИП (сегодня – РКС) Рудольфом Бакитько и его коллегами была поставлена задача проработать возможность разработки малогабаритного радиокомплекса аэростатного атмосферного зонда для исследования второй планеты, способного передавать информацию с зонда непосредственно на Землю.
«Важно было решить: на какой частоте передавать сигналы из атмосферы Венеры? Хотелось, чтобы их приняли как можно больше наблюдателей с Земли. Тогда я предложил использовать диапазон частот, который умеют принимать все большие радиотелескопы мира – радиолинию водорода (линию 21 см)», – вспоминает те события ветеран РКС, Лауреат Ленинской и Государственой премии СССР Рудольф Бакитько, более 60-ти лет создающий бортовые радиокомплексы для космических аппаратов серий «Луна», «Марс», «Венера», «Глонасс» и др.
Это решение и было взято за основу, что в итоге оказалось очень удачным, ведь позволило всем радиотелескопам Земли получить сигналы от зондов. Аэростатные зонды космических аппаратов «Вега-1» и «Вега-2» отделились от пролетных аппаратов и после наполнения их оболочек гелием начали дрейф в атмосфере Венеры на высоте 55 км. На зондах были установлены метеорологические комплексы, включающие датчики давления, температуры, вертикальной скорости ветра, оптической плотности облаков и освещенности. Каждый зонд проработал более 46 часов и за это время пролетел под воздействием ветра около 12 тыс. км со средней скоростью 250 км/ч, передавая получаемую информацию на Землю.
Научные результаты этой миссии вызвали широчайший резонанс в мировом научном сообществе. «Многие научные западные журналы опубликовали статьи об этом достижении. Все были в восторге, победа была бесспорной! – рассказывает Рудольф Бакитько, – Горбачев дал указание вручить участникам этой работы внеочередную высшую научную награду СССР – Ленинскую премию.
Хочу отметить, что такие успешные результаты в исследовании Венеры были достигнуты в значительной мере благодаря многолетнему творческому содружеству коллективов ученых и инженеров институтов Академии Наук СССР и предприятий космической отрасли».
Проект «ВЕГА» стал выдающейся страницей в истории познания космоса, еще раз подтвердив лидерство СССР в исследовании планет солнечной системы.